... Кроме того, отмечает правозащитник, это не главная проблема терминалов: крупные операторы без проблем возвращают зависшие платежи, если у клиентов есть на руках квитанция. В том числе и в случае, если ошибка произошла по вине клиента,— бывает, что он неправильно ввел, скажем, номер мобильного телефона, а потом еще и подтвердил правильность ввода. Такие ошибки, по статистике, 8 из 10 случаев непоступления денег на счет: иногда ошибается и платежная система или поставщик услуг.
Если вы потеряли квитанцию или машина ее не напечатала (в том числе и потому, что в ней, как это нередко бывает, закончилась бумага), что-либо доказать гораздо сложнее. "Минимальные шансы сохраняются, если в месте, где установлен аппарат, ведется видеонаблюдение — например, в офисах магазинов или банков,— говорит Дмитрий Лесняк, юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль".— В этом случае нужно просить запись с камеры у руководства организации, где установлен аппарат. Хотя на записи и не видно, за что конкретно потребитель пытался заплатить, были случаи, когда платежные системы шли навстречу — тем более что речь обычно идет о небольших суммах".
Главное — не стать жертвой мошенников, которые уже успели себя проявить на рынке моментальных платежей. "Они покупают подержанный аппарат, устанавливают в него автомобильный аккумулятор, чтобы обойтись без стационарного электроснабжения, и демонтируют принтер и модем — оболочка программной части сохраняется, то есть имитация платежа — полная,— рассказывает Лесняк.— Такие железные ящики мошенники ставят на день в людных местах, например подземных переходах, а вечером вскрывают, как копилку".
Самые распространенные проблемы при честных трансакциях — это задержки в поступлении денег, рассказывает Борис Ким. Чаще всего задержка не превышает суток. Она может быть связана с техническими проблемами провайдера, платежной системы или линий связи. "Запаздывает около 1% всех трансакций, еще в 0,5% случаев речь идет об ошибочных платежах",— рассказывает эксперт.
"У банкоматов и терминалов есть одна общая проблема: потребитель, который расплачивается через терминал или снимает наличные в банкомате, часто не представляет, какая комиссия с него взимается,— говорит Дмитрий Янин.— Иногда этих данных нет в принципе, иногда они сообщаются уже после внесения платежа".
В плане раскрытия информации есть еще одна проблема, отмечает Дмитрий Лесняк: на корпусе устройства указывают координаты его владельца, который часто отвечает лишь за техническую часть, то есть к нему можно обращаться лишь в том случае, если совершение платежа прервано поломкой терминала. Чтобы идентифицировать платежного агента, нередко приходится искать нужную кнопку на сенсорном дисплее. Не все потребители с этим справляются — многие просто заучили комбинацию, которая позволяет оплачивать мобильную связь. Впрочем, и информация об агенте иногда не помогает — это может быть только его ИНН. Его владельцем нередко оказывается индивидуальный предприниматель из удаленного региона.
В общем, автоматы хоть и нечасто, но дают серьезные осечки. В случаях с небольшими платежами потребитель готов закрывать глаза на риск. Ситуация меняется, если речь идет, скажем, о внушительном месячном платеже по кредиту. А именно "тяжелый" чек — важнейшая цель рынка моментальных платежей.
Еще есть дополнение. Иногда когда происходит такая ситуация: все вроде бы на чеке в полном порядке и телефоны операторов есть и комиссия везде прописана, а как не пришли деньги на счет - начинаешь туда звонить. все чинно, "здравствуйте, что Вас интересует". Объясняешь ситуацию так мол и так, не пришли - "назовите номер чека, номер платежа, сумму" - называешь. а там облом! вполне мирным голосом ответ - " С нашей стороны все в порядке - плятеж ушел без задержек, обращайтесь к оператору" и это отвечают всегда, когда б не позвонили, и даже если вносишь погашение за кредит - возникает вопрос. к какому оператору мне обращаться если я вносила платеж по кредиту????
Я вообще стараюсь избегать таких терминалов - максимум рублей 200. Потому, что вот купюру поставишь в купюроприемник, он ее заберет, глюкнет и повиснет. И доказывай потом, что вообще что-то там вставлял. Мне не в лом и до банка дойти или мобильный банкинг оформить и управлять счетом с компа.
У нас в Минске многие банкоматы Беларусбанка (крупнейший банк нашей страны, бывший Сбербанк) часто по непонятной причине не печатают чек. Особенно этим грешит банкомат на почте на ж/д вокзале. Я сам им регулярно пользуюсь, в том числе для оплаты за мобильную связь и интернет), деньги всегда доходили. Но после того, как в нем не получил чек пару раз, стал всегда внимательно проверять номер телефона и сумму перед нажатием кнопки "Подтвердить оплату". Думаю, причина в том, что это - одно из самых популярных мест в городе, и бумага в принтере быстро кончается. Хотя, по-хорошему, надо было бы сделать так, чтобы при отсутствии бумаги в принтере с банкомата можно было бы только просмотреть остаток на карточке и снять деньги, но не осуществлять платежи.